Новости

Новая украинская мода: столетняя вышиванка с чужого плеча

журналисты depo.ua пообщались с представителями этого бизнеса и коллекционерами старинных украинских костюмов, и узнали, как они уговаривают людей продать семейные реликвии и есть плохой приметой носить вышиванку с чужого плеча.

С прошлого года мода на национальную одежду достигла в Украине пика. За спросом последовало предложение - можно приобрести вышиванку и фабричную, и дизайнерскую и ручной работы. Но особым шиком считается старинная вышитая рубашка. Даже если ее уже кто-то когда-то носил.

В дальних деревнях, в бабушкиных шкатулках еще сохранились столетние вышиванки, юбки, корсетки, безрукавки, полыхает и даже золотые запаски. В девяностые на них охотились разве что коллекционеры-этнографы. А сейчас - предприимчивые бизнесмены путешественники. Они скупают старинные костюмы в селах и потом сдают коллекционерам. А те или оставляют вещи себе, продают дальше, в том числе через соцсети.

Например, в «Фейсбуке» в специальных группах старинную вышитую рубашку из натурального льна можно приобрести за 300 гривен.

Можно и за полторы тысячи.

Продаются, кроме рубашек, юбки, корсетки, кораллы, платки. По желанию можно собрать себе полный строй.

Молодежный фольклорный ансамбль в украинских старинных костюмах

Одна из таких групп "Бабушкин сундучок" (недавно название группы изменилась в "Наталья Мальва»). Ее администратор Наталья рассказывает, что начала собирать старинную одежду одной из первых в Украине, 18 лет назад. Началось с того, что она захотела себе украинский национальный костюм и поехала в село спросить у людей, может у кого-то что-то осталось.

"Мне повезло - куда ни заходила, почти в каждом доме была то рубашка, то корсетка, - вспоминает она. - Обладательницы отдавали эти вещи - не задумывались, потому национальной одежды тогда не ценили. То есть бабушки, которые мне их отдавали, ими дорожили, но они понимали, что как вещи останутся в сундуке, их рано или поздно сожгут. Была тогда такая тенденция - все, что считалось ненужным, сжигали. И старенькие мне их очень недорого с радостью отдавали: "Бери дитя, может тебе пригодится». тогда можно было и полыхает купить и даже золотую запаску Я и не знала ей эти в. Как-то зашла в дом, женщина мне показывает, говорит: возьмите, потому что они очень редки, а вам в строй будет надо. (Запчасть это фартук с завязками на верхних углах. Этими завязками привязывают одну запаску спереди, а одну сзади, таким образом, чтобы с обеих сторон и снизу было видно рубашку, - ред.). Они были очень дорогие, в бедном селе могла быть одна на весь дом и девушки, которая шла к алтарю, друг у друга ее занимали. Затем моя дочь венчалась в украинском строю с этим запаской ".

Гуцулка в золотой запаске. Золотыми их называли потому что полотно ткалося с золотистой нитью

Украинский строй Натальи увидела знакомая ее мужа. Просила: продай мне эти вещи, а ты себе еще поедешь и наберешь. И будет тебе бизнес.

Впоследствии женщина выпустила книгу о черниговские вышиванки. А Наталья и действительно начала свое дело: ездила по селам, покупала костюмы, то продавала, а то оставляла себе. В конце девяностых у нее появились постоянные клиентки.

"Как-то у меня оказались свободные 124 гривны, я поехала в деревню и что-то еще купила. Теми вышивками тогда не дорожили. Лежали они в старых заброшенных домах, где течет крыша, мокли, покрывались плесенью, или их в клочья пускали. Молодежь относилась к национальной одежде как-то пренебрежительно. Бывало, что зайдешь в такой дом, вещи получишь и примудряешся спасти хоть клочок той вышивки ... "- вспоминает она.

Речь идет о вышиванки с Полтавщины и Черниговщины. На Закарпатье, считает Наталья, к национальному строю всегда относились с большим уважением, хранили, одевали и реже продавали.

Сейчас, рассказывает Наталья, старые вещи случаются не в каждом доме, а примерно в каждой пятой, многое уже избрали скупщики. И цены совсем другие - люди, говорит коллекционер, поняли, что те вещи имеют ценность.

"Научились продавать, но не научились ценить, - говорит она. - Оно им не нужно. Не представляю, что люди покупают, чтобы носить. Думают, что, может, для театра ..."

У Натальи немало заказчиков, которые собирают себе полный аутентичный украинский строй. Одеваются, фотографируются, носят по праздникам. Да и сама коллекционер часто носит вышитый одежду из старинного льняного и конопляного полотна, даже дома.

На вопрос, не страшно надевать чужую рубашку, потому что она же вишивалася для конкретного человека с присущими "кодами", Наталья уверенно говорит, что вот, например, вышивка для женщины - это оберег для женщины, а значит и другой женщине вреда не нанесет .

Собиратель старины Александр Козик из Хмельницкого имеет работу, не связанную с стариной и одеждой, а сбор и продажа старинных вышиванок - это его увлечение и небольшой приработок. Саша увлекся вышитым одеждой после того как увидел на ярмарке сорочью, как у гетмана Полуботка. То была любовь с первого взгляда и первая в его жизни вышиванка.

"Мы с моей будущей женой в октябре 2012 года посетили фестиваль" Червене вино "в Мукачево, где среди разнообразия сувениров продавались вышитые рубашки. Там мне одна очень пришлась по душе, но, к сожалению (но сейчас я уверен на 100%, что , к счастью), у нас не хватило средств - она ​​стоила 750 грн. Узор на этой рубашке, то орнамент гетмана Украины Павла Полуботка, ну, может, с некоторыми изменениями. Но мы ее сфотографировали и моя любимая пообещала мне такую ​​же вышить. и почти через год я получил свою первую вышитую рубашку. Эта рубашка еще и тем мне ценна, в это был у моей жены первый опыт вышивания и подарок мне от нее на свадьбу ", - вспоминает он.

Еще до этого Александр нашел на чердаке в доме дедушки и бабушки фото, на котором дед был в вышиванке.

"Это было мое первое знакомство с вышивками. Бабушка рассказала, что это она вышила была для своего мужа, вскоре после их свадьбы. Эта рубашка была утеряна при переезде. Затем я приезжал в это село, искал ее, но так и не нашел" , - рассказывает он.

Оказалось, что и бабушка и прабабушка в молодости очень много вышивали. Но ничего не сохранилось. По семейным вышиванок в коллекции Козик есть только рубашка бабушки его жены - этакие рубашки носили в с. Корначовка Ярмолинецкого района Хмельницкой области.

Жаль потерянных вышивками и увлечения такой одеждой побуждал Александра ездить и покупать старые вышитые рубашки в селах. Чем они с женой и занимаются во время путешествий. Часть нарядов супругов оставляет себе, часть -продае.
Александр, как и Наталья из "бабушкиного сундучка", отмечает, что очень часто приходится слышать в селах, мол, ничего с древности продать, потому что все что было, уже скупили.

"А есть случаи, когда идешь по селу, видишь бабушку какую-то во дворе, а она говорит:" Недавно один на тряпку пустила (хотя пока это бывает редко), а ту выбросила, а там внуки приехали, забрали ". Бывают люди, которые старых рубашек не продают, потому что это семейная реликвия - так и говорят. Если покупаю у человека в селе вещь, прежде всего спрашиваю, что она хочет ее. После этого обсуждаем. Бывает, что человек говорит: "и сколько дадите". Я в таком случае никогда не предложу, условно говоря, 50грн, если вещь стоит, например, двести. А бывает, что люди просят очень дорого. Была у меня в одном селе история: договорились с бабушкой о цене, потом она пошла в дом, а вернулась со словами, что сын сказал продавать дороже. За ту цену, которую они поставили, я тогда мог две рубашки купить. Такое ".

В отличие от Натальи Александр львиную долю рубашек приобретет в Западной Украине. Средний их возраст 40-75 лет, в подавляющем большинстве это вещи, носили.

Иногда рубашки бывают с небольшими пятнами от хранения, но Александр говорит, что во время каждой стирки полотно немного отбеливается, поэтому со временем они почти исчезают.

Подольская рубашка с Жмеринского района, по словам внука женщины, ее вышивала, сделанная примерно в 1960 г.. Вышивальщица давно умерла, а ее дом потомки используют как дачу. Эта рубашка долго хранилась в шкафу, внукам была не нужна, поэтому они ее охотно продали.

Рубашка, вышитая женщиной сразу же после своего замужества примерно в 1930 Владелица сказала, что вышиванку ее мама не носила эту рубашку, цвета выглядят, как новые.

"Мне нравится касаться этих вещей, слушать рассказы о том или ином рубашку. Сейчас наше маленькое с женой собрание насчитывает около 30 вышитых рубашек. Вышиванку обязательно надеваю на праздники, часто - на работу. А особенно любим путешествовать в вышитых рубашках - это незабываемые ощущения. когда надеваю, старинную вещь, то ощущение словно прикасаешься к истории этой рубашки. Особенно это интересно, когда ты знаешь так сказать ее родословную. А когда не знаешь, то можешь рассуждать о ее историческое прошлое. Считаю, что частично так, меняется восприятие мира, т ом что ты себя чувствуешь украинском в своем национальном наряде ", - говорит Александр.